Бриг
Бриг - это двухмачтовое морское судно с прямыми парусами на обеих мачтах.
Бриги XVII-XIX веков имели водоизмещение 200-400 т. Длина их доходила до 32 м, ширина 8-9 м, осадка достигала 4 м. Ход - 12 узлов. В военном
исполнении бриг имел одну открытую батарейную палубу, несущую от 10 до 24
пушек. Экипаж составлял 120 человек. Бриги использовались для разведывательной,
крейсерской, дозорной, посыльной служб и конвоирования торговых судов.
Шлюпка
Часто пираты Карибского моря использовали одномачтовые шлюпы. Многие
нападения на транспортные и торговые суда были совершены именно на таких судах.
Шлюпы имели большой гафельный парус и два треугольных , которые крепились на
фоке. Дополнительно можно было поставить при хорошем ветре еще два квадратных
паруса на грот мачте. Шлюп был в длину 11-20 метров и нес 6-12
пушек . Как правило команда на таких суднах была очень большая, часто до 150
человек. Такие шлюпы строились на Бермудских островах и Ямайке и считались
быстроходными и идеальными для пиратского промысла. Шлюп обладал неглубокой
посадкой и мог плавать на мелководье, что особенно были необходимо при встрече
с военными кораблями, которые не могли преследовать шлюп у берегов.
Галлеон
Колонизация вновь открытых обширных территорий требовала увеличения объемов
перевозимых товаров. Поэтому Испанской империи требовалось огромное количество
вместительных и больших кораблей универсального типа , которые могли бы дать
отпор пиратам , не утонуть в шторм и доставить большие объемы ценного груза в
порт назначения. В начале освоения Америки грузы перевозили на небольших
галионах. Но они часто тонули в шторм и еще чаще становились добычей морских
разбойников. Поэтому испанцы разработали строго регламентированную систему
конвоев , в портах строились мощные укрепления. Число судов в конвоях нередко
достигало 100-150 кораблей. Позже стали строить галионы специально для дальних
плаваний. Их водоизмещение доходило до 2000 тонн. Желанной добычей любого
пирата был испанский галион, груженный золотом и пряностями. Пересечь Тихий
океан с Филиппин - самой дальней испанской колонии - до Мексики имел больше
шансов большой корабль. В 1571 году испанский король приказал для обеспечения
безопасности перевозок отправлять с Филиппин в Мексику лишь один корабль в
году. Для такого рейса был необходим очень вместительный и хорошо вооруженный
корабль - скоростью и маневренностью при этом пришлось пожертвовать. Галионы
практически не могли передвигаться при противном ветре.
Мановар (MAN-O-WAR)
Этот корабль считался самым мощным из всех. Он напоминает Галлеон по
дизайну, но гораздо мощнее его примерно на 65 пушек. Он весил около 1000 тонн и
в нём было целых 3 этажа для орудий и отдыха и 3 мачты. Только 3 страны могли
использовать его - это Франция, Англия и Испания.
Фрегат
В парусном флоте фрегат - это трехмачтовый военный корабль, второй по
величине после линейного корабля. Фрегаты имели две батарейные палубы, несущие
до 60 пушек. Парусное вооружение на фрегатах, как правило, было прямое. Эти
корабли обладали достаточной устойчивостью для океанских переходов, по скорости
хода превосходили линейные корабли. Предназначались, главным образом, для
крейсерства и разведки. Английское правительство, снаряжая экспедиции против
пиратов, как правило вооружало их фрегатами. Так было с экспедицией капитана
Кидда. Сами пираты и флибустьеры не жаловали фрегаты из-за невысокой скорости,
предпочитая им более скоростные и маневренные шлюпы.
Каррака
Карраками эти корабли называли англичане и португальцы, а сами португальцы
их называл - нао. Нао-карраки были пожалуй самыми крупными европейскими
кораблями своей эпохи. Каррака была слабо вооружена, обладала не лучшими
мореходными качествами, но сильной стороной этого вида судов была отличная
устойчивость в шторм. Карраки считалась почти не потопляемыми.
За свою историю существенно изменились размеры каррак. До 1540 года они были
водоизмещением 300-400 тонн, то есть не так уж и велики. Через пятнадцать лет
их водоизмещение выросло до 900 тонн, причем они почти всегда были перегружены,
и их мог настичь в море любой корабль. Король Португалии Себастьян издал в 1570
году указ, по которому водоизмещение нао не должно превышать 450 тонн. Однако,
после присоединения Португалии к Испании, об указе быстро забыли. Желающих
нагрузить карраку своими товарами было много, и к концу века водоизмещение
каррак достигло 1200 тонн. Однако некоторые корабли были еще больше , например
захваченная англичанами каррака "Богородица", имела водоизмещение
1600 тонн - не так уж мало даже по современным меркам.
Португальские карраки обычно строились четырехпалубными. Для постройки нао в
Бирме покупалось тиковое дерево , которое не боится червя. Такие корабли были
дешевле и служили значительно дольше. Португальская каррака "Пять ран Христа",
построенная в Гоа, совершила между 1560 и 1584 годами восемь путешествий в
Европу - рекорд почти не мыслимый для тех лет.
Борта карраки обычно окрашивались в черный цвет. Сохранилось несколько японских
ширм с изображением каррак.
Карраки были приспособлены к тому , что бы выдерживать жестокие штормы : за все
годы лишь одна каррака утонула во время тайфуна.
Галиот
Галиоты строились на многих верфях России. "Родом" галиот из
Голландии, он имел грузоподъемность 60 -200 тонн. На судне были две мачты грот
и бизань. Судно было достаточно универсально , его охотно использовали рыбаки,
на нем перевозили грузы. В промысловом варианте чаще встречались одномачтовые
галиоты. Двухмачтовые галиоты имели грот и бизань мачты с гафельным парусным
вооружением. Впереди грота ставились три треугольных паруса - фор-стаксель,
кливер и "летучий" кливер. Судно имело бушприт.
На гравюре французского художника иллюстрировавшего мемуары полковника
Беневского изображен корабль, на котором камчатские беглецы совершили свое плавание.
Изображенное судно напоминает скорее фрегат , чем небольшой галиот. Художник,
никогда не видевший судно (оно было продано в Китае Беневским), наверняка
никогда не бывал и в порту и, вероятно, срисовал это судно с другой гравюры.
Впрочем, в наличии творческого воображения у иллюстратора можно убедиться
посмотрев на гравюру, изображающую "путешествие по Сибири" : по ветру
развеваются романтические кудри, едут почему-то на собаках .
Каравелла
Слово каравелла произошло от голландского "каравель". Часто сами
испанцы и португальцы суда такого типа называли нао или каррака, впрочем один и
тот же тип судов мог иметь различные названия, в зависимости от флага страны ,
под которым он плавал. Прототип каравеллы впервые был изготовлен на Средиземном
море еще в античные времена. На похожих судах римляне, и позднее итальянцы,
перевозили коммерческие грузы. Именно каравеллы начали эру великих
географических открытий. В экспедиции Колумба были три каравеллы "Санта
-Мария", "Пинта" и "Нинья". "Санта -Мария"
имела длину 23 м,
ширину 6,7 м,
осадку 2,8 м.
Парусное вооружение - фок-мачта с прямым парусом, грот-мачта и бизань-мачта
несла треугольный латинский парус. "Санта -Мария" как флагман несла
четыре двадцатифунтовые пушки, шесть двенадцати- и восемь шестифунтовых пушек.
Экипаж насчитывал 90 человек. Водоизмещение флагмана было около 200 т.
"Пинта" была длиной 20
м, шириной 7,3
м, осадка 2
м, водоизмещение около 140 т. Экипаж насчитывал 65
человек. Самая маленькая каравелла "Нинья" имела длину 17,3 м, ширину 5,6 м, осадку 1,9 м и водоизмещение 90 т.,
в ее экипаже было 40 человек. Каравелла "Нинья " имела парусное
вооружение из латинских парусов. Как видим сами каравеллы достаточно
различались между собой. Корабли такового типа считались самым удачными для
путешествий и грузовых перевозок и плавали в средиземном , балтийском морях, а
так же в мировом океане . На каравеллах португальцы обогнули Африку и достигли
островов пряностей, испанцы открыли Америку и совершили кругосветное
путешествие.
|