Морской царь — могучий бог, сначала он обитал не
в пучине морской, а в бездонной глубине синего неба, раскидывающегося
беспредельным воздушным океаном над Матерью-Сырой-Землею. И самое небо
казалось живому народному воображению не чем иным, как океан-морем,
в волнах которого купались и пресветлое солнце, и ясные звезды,
омывался и светел месяц. В последствии стал он царем всех вод
земных, особенным божеством, и, будучи столько же древен, как и самое
море, имеет венец из морского папоротника; разъезжает по морям
в раковине, влекомой морскими псами; в одной у него руке
весло — знак укрощения волн, в другой же острога — знак
их возбуждения. Называют царя тоже по-разному: Водянник,
Поддонный, Чудо-Юдо, Змей Черноморский, а в одной сказке даже Окиян-море.
Живет морской царь во дворце со своей царицей Водяницей
и в окружении толпы морских девиц. Дворец морского царя, по разным
преданиям, находится то в синем море, то в озере Ильмень, то
на острове Буяне, то в реке Дон. Морского царя особенно чтили
поморские славяне и варяги, умоляя о счастливом по волнам плавании.
Морской царь владычествует над рыбами, животными и гадами
морскими. Загоняет рыбу в неводы тех людей, которым покровительствует,
пример этому — легендарный Садко, который разбогател
после того как к нему в сети попали златоперые рыбы. Правда,
в уплату Морской царь потребовал самого Садко к себе в подводное
царство.
Достаточно подробно морской царь описывается в сказках
«Морской царь и Василиса Премудрая» (или «Морской царь и Марья
Моревна»), где он выступает в роли злого колдуна, который требует
от князя «то, чего он в доме своем не знает». А
не знает князь о рождении сына. Дело в том, что
у морских царя и царицы не рождается сыновей, а только
дочери- русалки, вот и решил морской царь так заполучить наследника
престола, но полюбившая царевича дочь Морского царя, Василиса
(Марья), убегает вместе с ним и спасает его от погони отца.
До сих пор разделяются мнения кого же считать прототипом
морского царя, по одной из версий это славянский бог Велес.
В древнерусских источниках Велес является покровителем домашних животных,
защитником всех прирученных животных и богом материального благополучия.
Некоторые ученые также полагают, что Велес был также охранителем на водах.
Велес родственен Воде, ибо рождение Земли, которую обустраивает Велес,
произошло из Воды. Не случайно в имени Велеса слышны такие
«водные» слова как волна, вольность, воля. В море располагались
острова мертвых — и действительные кладбища, и мифологические
места пребывания покойников, которые находятся во власти Велеса.
Велес — это также и высшая воля, возвращающая из смерти.
Кроме этой версии, существует также гипотиза, что Морской
царь — это ящер, змей-оборотень. Например, Морской царь в сказании
«Как женился Перун на Диве-Додоле, как победил он морского царя»
(«Песни птицы Гамаюн — Клубок седьмой») — Змей Черноморский.
Слух дошел и в царство подводное,
В царство темное черноморское.
7.33
Там на дне морском — воды зыблются,
Там шевелится Черноморский Змей.
Он живет во дворце белокаменном –
Чудно те палаты украшены
7.34
Янтарем, кораллами, жемчугом.
Там на троне сидит Черноморский Змей –
Царь Поддонный Морской Чудо-юдище.
Окружают его стражи лютые –
7.35
Раки-крабы с огромными клешнями.
Тут и рыба-сом со большим усом,
И налим-толстогуб — губошлеп-душегуб,
И севрюга, и щука зубастая,
7.36
И осетр-великан, жаба с брюхом — что жбан,
И всем рыбам царь — Белорыбица!
Черномору дельфины прислуживают,
И поют для него русалки,
7.37
И играют на гуслях звончатых,
И трубят в огромные раковины.
Как запляшет Змей Черноморский,
Разойдутся великие волны,
7.38
И засвищут Стрибожьи внуки.
Будет он плясать по морским волнам,
По крутым берегам, по широким мелям.
От той пляски волны взбушуются,
7.39
Разольются быстрые реки,
Будет пениться море синее.
И над морем поднимется птица Стратим,
И появятся звери морские,
7.40
И Тритон приплывет из далеких стран,
Станет он играть во морских волнах!
Как узнал про свадьбу перунову
Царь Поддонный Морской Чудо-юдище.
В этом сказании Велес выступает не в роли Морского царя, а
в роли его супротивника. В пользу этой версии свидетельствует
разговор Перуна и Ящера, сохранившийся
в белорусском фольклоре. Перун угрожает, а незлобный змееобразный
бог-оборотень отвечает ему:
Говорит Перун:
-Я тебя убью!
-Как же ты меня убьешь, я спрячусь?
-Куда?
-Под человека.
-Я человека убью, отпущу ему грехи и тебя убью.
-Я под дерево спрячусь, там ты меня не достанешь.
-Я дерево разобью и тебя убью.
-Я под камнем спрячусь.
-Я и камень разобью и тебя убью.
-Тогда я спрячусь в воду.
-Ну, там твое место и будет.
Водная стихия оказывается одним из немногих мест, где может
укрыться Ящер или Змей как противник Перуна.
Морской царь является и покровителем пчеловодов, потому что
на острове Буяне, где по одной из версий стоит его дворец, живет
пчелиная матка — всем пчелам матка. На сей счет существует такое
предание:
Рыболовы принесли в дар Морскому царю черную лошадь.
Будучи доволен этим, он дал рыболовам улей.
Рыболовы начали спорить — кому этот улей должен достаться.
Один из них решил украсть матку.
Когда он это сделал, то у пчел появились жала, и они начали
жалить рыболова.
Умирающий рыболов открылся волхвам в своем преступлении.
Волхвы меж собою решили, что он должен съесть одну из маток, чтобы
исцелиться от укусов.
Рыболов съел и исцелился.
Узнав об этом, Морской царь передал пчел навсегда в руки волшебного
сословия.
Получив в свое покровительство пчел, волхвы открыли способы
их охранения.
Всякий раз, создавая новую пасеку, пчельник-ведун возвращает водяному
долг — бросает улей с пчелами в воду.
|