Повседневная пиратская жизнь на море совершенно не похожа на
приключения, которые описываются в книгах и кинофильмах. Пиратская жизнь – это
прежде всего тяжелая и опасная работа. Главная особенность пиратского корабля –
это тяжелый запах, нечто среднее между запахом гниющей рыбы и человеческого
пота. Если на открытой палубе этот запах еще как то можно было переносить, то в
душных, непроветриваемых трюмах и кубриках от него можно было сойти с ума.
Каждый уголок парусного судна был приспособлен для морского путешествия. При
этом все предметы не валялись как попало – у каждого было строго отведенное
место и каждый предмет или груз тщательно закреплялся, чтобы избежать его
перемещения или потери во время качки. Особенно опасно было для корабля, когда
его груз начинал хаотично перемещаться в трюме или по палубе – корабль начинал
раскачиваться и мог перевернуться.
В самой нижней части корабельного корпуса, у основания киля, размещался
балласт, состоящий из камней или щебня. Балласт позволял кораблю сохранять
нормальное положение при сильном боковом крене точно так же, как сохраняет свое
положение игрушка Ванька-встанька. Даже когда волны заливали палубу, корабль
возвращался в вертикальное положение благодаря балласту. Трюм служил для
хранения груза и корабельных припасов. Несмотря на все ухищрения моряков в
трюме всегда скапливалась вода. Щели между обшивкой бортов законопачивались
смоленой паклей и другими материалами, но вода всегда находила место, через
которое начинала поступать в трюм – будь это открытый люк палубы или пробоина.
На протяжении всего плавания команда корабля была вынуждена бороться с водой в
трюме, постоянно ремонтируя борта и откачивая воду. Морская вода, скапливаясь
на дне трюма, начинала гнить и усиливала зловоние на корабле. К тому же в ней начинали
появляться различные микроорганизмы, которые усиливали гниения деревянных
конструкций корабля. Для борьбы с водой в трюме на кораблях всегда были
специальные трюмные насосы с ручным приводом. С их помощью команда
круглосуточно откачивала воду, но она продолжала прибывать – и эта борьба
продолжалась на протяжении всего плавания, не прекращаясь ни на секунду. Во
время самых жестоких штормов борьба с водой в трюме была одним из главных
направлений в борьбе за живучесть корабля. Работать в грязном, темном трюме по
колено в зловонной жиже на кораблях считалось самой тяжелой работой. Поэтому на
работу к насосам чаще всего направляли в качестве наказания за различные
проступки. Моряков, которые работали на насосах, называли трюмными крысами или
биглями. Часто бунты на кораблях поднимали именно бигли, работающие без
присмотра офицеров и озлобленные на корабельные порядки.
Компанию биглям в трюме составляли и безбилетные пассажиры кораблей – крысы,
блохи, пауки и скорпионы. Тропические насекомые и животные, едва попав на
корабль, начинали интенсивно размножаться и обычно к концу многодневного
путешествия из Америки в Европу трюмы просто кишели самыми различными тварями,
которые жрали груз, корпус корабля и друг друга. Забиваясь в самые узкие щели
корпуса, в тюки парусины и канатные ящики, насекомые и крысы начинали
планомерное и неумолимое уничтожение корабля. Крысы прежде всего добирались до
корабельных запасов муки и зерна, а затем начинали грызть паруса, древесину,
канаты. Нередко крысы нападали на людей – пассажиров и членов команды.
Разумеется, команда боролась с крысиным кошмаром как могла. В ход шли и
традиционные способы – охота и кошки, так и экзотические, вроде «крысиного
короля», когда крысу морили голодом, и затем приучали есть себе подобных.
Известно, что во время плавания в Европу на одном испанском галеоне было
уничтожено 4000 крыс.
Свежие фрукты в изобилии наполняли корабельные запасы в начале путешествия. Но
вместе с ними на борт попадали и различные тропические насекомые и пауки, а
также скорпионы. Вскоре после отплытия фрукты начинали гнить и запах гниения
делал и без того тяжелый воздух на корабле просто невыносимым. К тому же
высохшие листья увеличивали вероятность возникновения пожара на корабле –
наиболее опасному происшествию из всего, что могло случиться во время плавания.
При очистке трюмов немало моряков погибали от укусов ядовитых паразитов, а их
личинки планомерно разрушали деревянные конструкции кораблей.
На кораблях единственны источником свежего мяса были домашние животные.
Разумеется, корабельное стадо было небольшим и мяса хватало только на
офицерский стол. Пираты не признавали разделения и поэтому все мясо поровну
делилось между всеми членами команды. Большая часть моряков питалась сухими
галетами и вяленным мясом – говядиной, свининой или кониной. Обычная суточная
порция еды моряка состояла из 700 граммов галет и 250 граммов сушеного
мяса – и это на весь день, на 16 часов изнурительной работы. Пресная вода также
была дефицитом. На человека выделялось приблизительно по литру в день. При этом
вода уже через несколько дней плавания протухала и кишела микробами, поэтому
кишечные болезни были распространены на кораблях повсеместно. К слову туалета
на кораблях не было – были лишь пара досок, переброшенных с кормы в море с
круглыми отверстиями – именно отсюда и пошла традиция обозначения отхожих мест
знаком «00». Но вернемся к воде. Чтобы хоть как то избежать заражения, в воду
добавляли спиртное, которое к тому же перебивало гнилостный вкус и запах.
Именно поэтому на кораблях всегда был запас меда, пива и рома – самого крепкого
спиртного напитка. Ежедневное потребление рома способствовало уничтожению
микробов, но также приводило и к беспробудному пьянству среди моряков. Фактически
моряки пили пива и рома больше, чем простой воды.
В целом жизнь на море была совершенно неромантична и тяжела. Что же заставляло
людей вновь и вновь отправляться в плавание? Ответ достаточно прост. Многие
становились моряками по принуждению, попав в лапы вербовщиков в пьяном угаре.
Кого-то приводили на корабли силой. Другие шли на суда, чтобы избежать
ответственности за совершенные преступления. А для некоторых морская жизнь была
более легка, чем жизнь на суше. Очевидно лишь одно – романтиков среди моряков
было ничтожно мало. И пиратство было отдушиной для всех, кто волею судьбы
оказался на море, в невыносимых условия.
Меню пиратов нельзя было назвать изысканным. Вода на кораблях чаще всего была
грязной и затухшей, мясо и рыба под беспощадным южным солнцем мгновенно
портились, а мука и галеты кишели насекомыми. Во время плаваний пираты жили
впроголодь и нередко после успешного захвата торгового корабля первым делом
люди бросались к продовольственным трюмам, в надежде разжиться свежими
продуктами и ромом.
Вот перечень наиболее распространенных запасов, которые находились на борту
пиратского корабля:
Солонина.
Соленая рыба.
Сыр.
Бочки с пресной водой.
Засоренные насекомыми мука и рис.
Плоды хлебного дерева.
Дикие яблоки помогали пиратам избавиться от анемии.
Манго.
Бананы.
Копченое мясо. Скоропортящие продукты – мясо, рыба – крепко просаливались и
затем хранились в пивном рассоле, который хоть немного, но предохранял продукты
от гниения.
Вино.
Бренди.
Ром. Ром пили не только в чистом виде, но и делали из него известный коктейль
«Удар дьявола». Ром смешивался с бренди, чаем, соком лайма или лимона и
сдабривался различными специями – корицей, гвоздикой, сушеными травами. Этот
напиток не только валил с ног самых крепких пиратов, но и был своеобразным
обезболивающим средством, применяемым судовыми врачами.
Лайм и лимон помогали морякам избежать цинги и рахита.
На корабле отдельные каюты принадлежали лишь капитану и самым высшим
офицерам. Остальная команда отдыхала в любом подходящем для сна месте – от
палубы до трюма. На кораблях также не было туалетов. Моряки справляли нужду на
специальной доске с отверстием, сброшенной с кормы корабля, которая называлась
«гальден», откуда пошло название «гальюн». Так как пища была очень низкого
качества, а вода – прелой, то кишечные заболевания на кораблях были очень
распространены, поэтому «гальюн» приходилось делать с несколькими, чаще всего
двумя, отверстиями, поэтому традицией стало обозначать отхожие места на
кораблях двумя нолями.
Жизнь на корабле тыла тяжела и однообразна. Поэтому моряки часто пели песни,
ритм которых соответствовал ритму выполняемой работы. Многие из этих песен
сохранились до сих пор.
Если жизнь на кораблях была столь тяжела, возникает вопрос – почему люди шли в
море? Ответ достаточно прост – моряками часто становились по принуждению,
нередко людей похищали, подпоив снотворным, и человек приходил в себя только в
открытом море. Другие бежали на корабли сами, в надежде избежать наказания за
совершенные ими преступления. А кому-то морская жизнь позволяла избежать
мрачной повседневной рутины. Хотя нередко, когда чаша терпения людей
переполнялась, на кораблях поднимались бунты и моряки становились пиратами.
Легендарный рецепт пиратского праздничного блюда «Салмангунди».
1 часть соленой свинины или говядины.
1 часть свежего мяса дикой свиньи или козла. За неимением благородного мяса в
ход шло мясо собак, кошек или крыс.
По одной части овощей, яиц, анчоуса.
1 часть винограда, 1 банан, 1 часть диких яблок, плод хлебного дерева.
Чеснок, сахар, мед, соль, уксус, масло, вино, корица, - по вкусу. Как правило –
чем больше, тем лучше.
Все это загружалось в котел и варилось до готовности мяса. Подавалось к
столу с заплесневелыми гренками или галетами. Если в хлебе попадались термиты
или другие насекомые, считалось, что они только увеличивают калорийность и
ценность пищи.
|