Жан Бар (Jean Bart, 1650-1702) — один
из самых знаменитых французских корсаров эпохи Людовика XIV.
Жан Бар родился в Дюнкерке 21 октября 1650 года
в семье бывалого моряка Корниля Бара и Катерины
Янссен и с двенадцати лет начал плавать на каботажных судах
в Северном море и Ла-Манше (в качестве юнги, матроса, а затем
помощника капитана).
Долгое время он служил в голландском флоте под командованием
адмирала Михеля Адриана де Рюйтера, но когда Франция
вступила в войну с Голландией (1672 г.), он из патриотических соображений
вернулся в Дюнкерк, стал корсаром и начал охотиться за торговыми
судами противника. С 1674 по 1678 год Бар захватил 74 судна.
На двухпушечном «Руа Давиде» с командой в 36 человек он в
1674 году захватил шесть вражеских судов, в том числе испанский
18-пушечный фрегат с экипажем в 65 человек; на 10-пушечном «Руаяле» в
1674-1675 годах Бар захватил 26 судов, в том числе голландский
12-пушечный фрегат «Эсперанс» и 18-пушечный корабль «Бержер»; на 18-пушечном
«Пальме» в 1676 и 1677 годах он овладел 33 судами,
в том числе 24-пушечным голландским фрегатом «Сванембург» и 36-пушечным
кораблем «Нептун»; на 14-пушечном «Дофине» в 1676, 1677 и 1678 годах
Бар захватил семь призов, в том числе 32-пушечный голландский фрегат
«Сеедер» и три судна, принадлежавших корсарам из Остенде; на «Марсе»
в 1678 году им было взято два приза.
В 1676 году капитан Жан Бар попал в поле зрения Людовика
XIV и его всесильного министра Ж.-Б. Кольбера.
18 сентября того же года Кольбер писал интенданту королевского флота
в Дюнкерке г-ну Юберу:
«Его Величество был очень обрадован известием, что корсарский корабль
из Дюнкерка под командованием Жана Бара захватил голландское военное
32-пушечное судно. Признавая чрезвычайно важным поощрение этих капитанов
продолжать войну, которую они ведут против Голландии, вы, г-н Юбер, найдите
прилагаемую к письму золотую цепочку, которую Его Величество пожелал
подарить капитану Жану Бару в награду за его подвиг».
8 января 1679 года король произвел Бара в капитан-лейтенанты
королевского флота. Когда война с Голландией завершилась и был
подписан Нимвегенский мир, Жан Бар на некоторое время оказался не
у дел. В 1686 году он предпринял смелый набег
на марокканский портовый город Сале — главное убежище мавританских
корсаров в Северо-Западной Африке. Из этого рейда он привез
550 пленников и сына местного правителя. За этот подвиг его
произвели в «капитаны фрегата» королевского флота.
Между тем назревал крупный военный конфликт между Францией и коалицией
европейских держав, объединившихся в 1686 году в Аугсбургскую лигу
(Испания, Голландия, Швеция и др.). Позже к коалиции присоединилась
Великобритания. В 1688 году Жан Бар получил приказ возглавить эскадру
фрегатов для действий на голландских и английских морских
коммуникациях. В апреле 1689 года, командуя 24-пушечным фрегатом
«Серпан», он был атакован голландским военным кораблем. Французские
канониры старались, как могли, отвечая на залпы нападающих, но весь
экипаж считал дело проигранным — в трюмах фрегата лежали бочки
с порохом, который Бар должен был доставить из Кале в Брест.
Взрыв мог последовать в любой момент. Взгляд капитана упал на юнгу,
в испуге присевшего за мачтой. «Пусть он встанет,— приказал
Бар.— Привяжите его к мачте. Кто не умеет смотреть смерти
в глаза, тот не заслуживает жизни». Двенадцатилетним юнгой был
его сын Франсуа-Корниль Бар.
В мае того же года Жан Бар, командовавший 28-пушечным фрегатом «Ле Же»,
и его компаньон Клод де Форбэн, командовавший 16-пушечным
фрегатом «Ла Райез», охраняли торговый караван из 20 судов
на маршруте Гавр — Брест. 22 мая на траверзе острова Уайт
им повстречались два мощных английских фрегата. На военном совете Бар
решил с «Ле Же» и «Ла Райез» атаковать 48-пушечный фрегат «Нансач», а три
вооруженных купеческих судна бросить на второй английский фрегат,
на борту которого насчитывалось 44 пушки. Когда началось сражение,
«купцы», поймав ветер, неожиданно ушли с поля боя, и высвободившийся
второй английский фрегат поспешил на помощь «Нансачу». Неравный бой длился
около трех часов, и к моменту сдачи на французских судах не было
ни мачт, ни пороха. Бар был легко ранен в голову, Форбэн
получил семь ранений. Пленных корсаров англичане доставили в Плимут
и поместили в небольшой гостинице, превращенной в тюрьму. Через
двенадцать дней, подкупив охрану, французы совершили дерзкий побег.
На украденной лодке они за двое суток пересекли Ла-Манш
и благополучно достигли берегов Франции.
В период Орлеанской войны (1688-1697) слава Жана Бара разнеслась по всей
Европе, он стал национальным героем Франции. Английские и голландские
эскадры ежегодно блокировали Дюнкерк, чтобы не выпустить Бара
в открытое море, но все было тщетно. В 1689 году на «Серпане»
он взял два испанских корабля, один голландский 14-пушечный капер
и три голландских китобоя. В 1690 году, командуя 36-пушечным
«Альсьоном», он уничтожил голландский рыболовный флот, захватил два
корабля с датскими солдатами и 10 торговых судов из Гамбурга.
В 1691 году, воспользовавшись штормом, Бар и Форбэн
с несколькими кораблями прорвались сквозь строй англо-голландской эскадры
контр-адмирала Джона Бенбоу, блокировавшей Дюнкерк,
и через неделю захватили 4 английских судна, направлявшихся
в Россию (в порт Архангельск). Затем корсары сожгли голландский
сельдяной флот (86 судов) и шесть китобоев.
В 1692 году, появившись у английского побережья, Бар высадил
десант у Ньюкасла, разорил окрестности, сжег замок Уодрингтон и
200 домов, вновь прорвал блокаду у Дюнкерка и вернулся
в родную гавань с призами на 1 млн. 500 тыс. ливров.
В конце того же года он на «Графе», сопровождаемый «Геркулесом» и
«Тигром», разгромил голландский торговый флот в составе 16 судов
и захватил военный корабль. Король оказал Бару честь, приняв его
в своем дворце в Версале.
В 1693 году, командуя «Глорией», он отличился при захвате
французским флотом под командованием графа де Турвиля каравана
торговых судов из Смирны. Тогда Бар настиг у входа на рейд
португальского порта Фару шесть голландских судов, груженных шелком, загнал их
на мель и сжег. Затем, сопровождаемый пятью судами, он вернулся
в Ла-Манш и перехватил англо-голландский хлебный караван.
Очередные победы были одержаны Баром в 1694 году. Король поручил ему
привести из Норвегии в голодающую Францию огромный хлебный караван
(более 100 судов). Обманув бдительность блокирующей английской эскадры,
Бар вышел в открытое море. Его флотилия состояла из 6 кораблей,
имевших на борту 312 пушек; флагманом был «Мавр». Не дойдя
до Норвегии, корсары обнаружили, что торговый караван с хлебом уже
перехвачен голландской эскадрой из восьми кораблей (387 пушек) под
командованием контр-адмирала Гидда де Вриеса. Недалеко
от Текселя Бар решил атаковать неприятеля. Обменявшись с противником
орудийными залпами, «Мавр» сцепился с флагманом голландцев. В разгар
абордажного боя Бар тремя сабельными ударами поверг де Вриеса на палубу,
и через полчаса голландский флагман сдался. Были захвачены и два
других корабля; пять оставшихся обратились в бегство. Заодно Бар захватил
несколько английских фрегатов и 30 торговых судов с провизией
и боеприпасами. Призы были доставлены в Дюнкерк, а 80 судов,
груженных зерном, продолжили свой путь в Кале, Дьепп и Гавр.
Двор узнал об этом подвиге во время церемонии утреннего туалета
Людовика XIV в понедельник 5 июля 1694 г. По
повелению короля Жану Бару были пожалованы дворянский титул, орден св. Людовика
и право иметь золотую лилию в своем гербе. На памятной медали,
отчеканенной в честь упомянутой победы, стоит надпись: «Франция
обеспечена хлебом благодаря заботам короля после разгрома голландской эскадры».
В августе 1695 году Жан Бар и граф де Реленг оказали
героическое сопротивление англичанам, которые подвергли бомбардировке Дюнкерк.
В память об этом событии была также выпущена медаль. Летом
1696 года шевалье Бар во главе эскадры из семи фрегатов, одного
брандера и трех корсарских судов снова прорвал англо-голландскую блокаду
Дюнкерка и 18 июня встретил у Доггер-Банки голландскую торговую
флотилию с хлебом, конвоируемую пятью военными кораблями.
В результате боя ему удалось захватить 45 торговых судов стоимостью
20 млн. ливров (по другой версии, было захвачено и сожжено
30 торговых судов и три военных корабля).
В начале сентября 1697 года Бар с 7 кораблями выскользнул
из блокированного противником Дюнкерка, чтобы выполнить чрезвычайно
ответственную миссию — доставить в Данциг (совр. Гданьск) претендента
на польскую корону принца де Конти. Миновав Остенде,
французы неожиданно натолкнулись на флотилию из 11 английских судов.
Когда опасность миновала, принц осведомился у Бара, что бы
он предпринял, если бы неприятель настиг их и попытался
захватить. «Неужели Вы думаете, что я сдался бы? — проворчал Жан
Бар.— Я был готов ко всему и приказал моему сыну стоять
с факелом у крюйт-камеры и взорвать корабль по моему сигналу».
Принц побледнел и заметил: «Лекарство страшнее самой болезни.
Я запрещаю вам употреблять его, пока я на вашем корабле».
Рейс в Данциг оказался последним заметным событием в морской
биографии Жана Бара. После подписания Рисвикского мира (1697) корсарские поручения
были отменены, и Бар осел на берегу. В 1701 году, когда началась
война за Испанское наследство, Бар возглавил Дюнкеркскую эскадру. Ранней
весной 1702 года, занимаясь снаряжением кораблей, он простудился и
20 (27) апреля скончался от воспаления легких.
Жан Бар был дважды женат и имел 13 детей, из которых лишь
шестеро смогли пережить своего отца. Самым известным среди его сыновей был Франсуа-Корниль
Бар, ставший вице-адмиралом французского флота. Бронзовый памятник
Жану Бару был установлен в его родном Дюнкерке в 1845 году.
|