Френсис Дрейк (Francis Drake, 1540 −1596 гг.) -
один из наиболее известных английских приватиров.
Френсис Дрейк родился в 1540 году в местечке Тависток,
графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда
Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности
его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами
земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне
не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей,
Френсис был старшим.
Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в
1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, совершавшем
рейсы в Европу, где он быстро овладел искусством судовождения.
Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому
капитану, своему дальнему родственнику, у которого не было семьи
и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль
Френсису. Таким образом, в 1561 году Дрейк стал собственником своего
первого корабля — небольшого барка «Юдифь» водоизмещением всего
50 тонн. В качестве торгового капитана Дрейк в 1566-1567 годах принял
участие в пиратской экспедиции Джона Лоувела за рабами
в Гвинею (не путать с островом Новая Гвинея!) с последующей
продажей «черного дерева» в колонии Вест-Индии.
В конце 1567 года Дрейк на своем барке «Юдифь» принял
участие в экспедиции своего родственника и наставника Джона Хокинса
(в те времена бывшего богатым купцом и арматором), собиравшегося
разграбить побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной
бури в сентябре 1568 года они отстаивались в гавани
Сан-Хуан-де-Улоа близ Веракруса, на них напала испанская эскадра. Только
один корабль из шести вырвался из западни и после трудного
плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка. Уточнения ради надо
сказать, что в том походе сам Хоукинс участия не принимал, вместо
него экспедицией командовал Джон Лоувелл.
В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри
Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно
лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.
Вскоре после этого, в мае 1572 года Дрейк вновь
отправился за океан. На сей раз его целью был испанский «серебряный
караван» из перуанских колоний. Экспедиция представляла собой два
маленьких, но ходких корабля: 70-тонный «Паша» и 30-тонный «Лебедь».
Ограбив по пути несколько испанских кораблей, в конце июля экспедиция
благополучно достигла Панамского перешейка, где попыталась овладеть городом
Номбре-де-Диос. Предприятие провалилось, золота добыть не удалось, зато
сам Дрейк был ранен в ногу.
Однако неудача его не обескуражила. Примерно полгода Дрейк
крейсировал в море, подкарауливая испанский караван, и попутно грабя
испанские корабли в районе Картахены и Панамы, и, одновременно
с этим, собирая разведывательную информацию об испанцах.
Наконец, в феврале 1573 года Дрейк высадился
на перешейке с намерением устроить засаду и завладеть караваном
перуанского серебра.Но попытка сорвалась из-за нелепой оплошности
англичан, в результате чего испанцы вернулись в Панаму. Дрейк был
взбешен. разграбив расположенную неподалеку испанскую колонию Вента-Крус,
а затем вновь вышел в море и некоторое время пиратствовал
неподалеку от Номбре-де-Диос, пока не повстречался с экспедицией
французских корсаров под руководством Гийома Лететю.
Договорившись о совместных действиях, Дрейк и Лететю
объединенными силами напали на испанский серебряный караван. На сей
раз успех сопутствовал корсарам и им удалось захватить очень богатую добычу.
Разделив добычу поровну между английской и французской командами, Дрейк
отправился в обратное плавание к английским берегам, куда
и прибыл 9 августа 1573 года. Хотя экспедиция оказалась
в целом успешной, нельзя сказать, что она далась Дрейку и его команде
легко. Из более 70 человек назад вернулось только 40, причем погибли
два родных брата Дрейка: Джозеф и Джон, которые отправились в эту
экспедицию вместе с ним.
Тем не менее, доход от предприятия оказался столь
велик, что Дрейк сумел не только приобрести небольшое поместье
в Англии, но еще и стать арматором, приобретя 3 корабля.
Вскоре среди далеко не добродушных пиратов
и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий
и самый удачливый. По свидетельству современников «это был
властный и раздражительный человек с бешеным характером»,
жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие
историки утверждают, что не только ради золота и почестей
предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность
побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком
случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны
именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.
После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского
восстания, он был представлен королеве Елизаветы I и изложил
свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Дрейк
получил под свое начало пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти
отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались
в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали
деньги на снаряжение экспедиции.
Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских
шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию.
В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон
Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату
в Западное полушарие.
13 декабря 1577 года флотилия — флагманский корабль «Пеликан»
(Pelican) водоизмещением 150 тонн, «Елизавета» (80 тонн), «Златоцвет» (30
тонн), «Лебедь» (50 тонн) и галера «Христофор» — покинула Плимут.
Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало,
и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках
не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель
приводит следующие данные: длина между штевнями — 20,2 метров, наибольшая
ширина — 5,6 метров,
глубина трюма — 3,03
метров, высота борта: на миделе — 4,8 метров,
в кормовой части — 9,22 метров, в носовой части — 6,47 метров;
осадка — 2,2 метров,
высота грот-мачты 19,95
метров. Вооружение — 18 пушек, из них по
семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме.
Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой
роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра.
Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом
Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости,
вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом
словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог».
Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового
города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван
всевозможных товаров. Затем последовал переход через Атлантический океан.
Флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте
Сан-Хулиан, в которой в свое время Магеллан
расправился с бунтовщиками. Какой-то рок довлел над этой гаванью, ибо
и Дрейку также пришлось казнить капитана Томаса Дороти по
подозрению в подготовке мятежа. Кстати тогда же «Пеликан» был
переименован в «Золотую Лань» (Golden Hind).
20 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна,
флотилия («Золотая Лань», «Елизавета» и «Златоцвет») вступила в Магелланов
пролив. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм,
разметавший их в разные стороны. «Златоцвет» погиб, «Елизавета» был
отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся
в Англию, а «Золотую Лань», на котором был Дрейк, занесло далеко на
юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля
не выступ Южного материка, как считалось в то время,
а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь
первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван
именем Дрейка.
Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и
5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший
в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму
37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город,
забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.
Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты,
и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что
до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном
побережье Америки в полнейшей безопасности — ведь ни один
английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому
испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города
не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов
Америки, Дрейк захватил и разграбил несколько не укрепленных
испанских поселений, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту.
В эквадорских водах он настиг испанский галеон «Какафуэго»,
на котором был взят груз баснословной ценности — золото
и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо
(около 1600 кг
золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон
с грузом пряностей и китайского шелка.
Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул
обратно на юг, а пошел дальше на север и открыл побережье
нынешнего Орегона, которое он назвал Новым Альбионом и заявил, что
оно является владением Англии. После этого Дрейк пересек Тихий океан
и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе
Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября
1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана
кругосветное плавание.
Это было самое доходное из всех путешествий, которые
когда-либо совершались,— оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч
фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно
привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской
«Непобедимой армады» в 1588 году обошлись Англии «всего» в 160 тысяч
фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч
фунтов. Поэтому не удивительно, что 4 апреля 1581 года королева
Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его
в рыцари, что было большой наградой — в Англии насчитывалось
всего 300 человек, имевших это звание!
Испанский король Филипп II, опираясь на папскую
буллу, потребовал наказания пирата Дрейка, а также возмещения ущерба
и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что
испанский король не имеет морального права «воспрепятствовать
посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда
путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они
возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее
Величество их наказывать...»
В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это
была девушка довольно богатого и знатного рода — Элизабет
Сайденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком
поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой монумент
в честь Дрейка. Как и в первом браке, детей от Элизабет
у Дрейка не было.
В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным
английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии,
и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой
добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него
в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами,
его вице-адмиралом был известный капер и мореплаватель Мартин
Фробишер.
Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год
отсрочен выход в море «Непобедимой армады», что позволило Англии лучше подготовиться
к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так:
19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших
кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли
«Армады». Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30,
а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе
и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.
В 1588 году сэр Френсис приложил свою руку к разгрому
«Непобедимой армады». Справедливости ради, стоит сказать, что окончательный
«разгром» армады совершила погода, разметав испанские корабли с десантом,
но эскадре Дрейка, во взаимодействии с другими английскими
эскадрами удалось главное: оттеснить испанцев и сорвать успешную высадку
их армий на остров.
К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция
к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему
расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из
16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того,
королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась
очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция
к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.
Все в этом последнем плавании складывалось неудачно:
в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы
к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери
в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также
заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся
с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему
облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете
28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра
подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль
приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и
с воинскими почестями опустить в море.
Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей,
его титул наследовал племянник, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось
курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.
|