Суббота, 18.05.2024, 19:22 Приветствую Вас Гость


Корсар

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Корсары ГПК Прохождение [29]
Корсары 3: Сундук мертвеца Прохождение [2]
Корсары 3: Ветер Свободы Прохождение [21]
Корсары: Возвращение Легенды Прохождение [9]
Корсары3: Проклятие дальних морей [6]
Полезные статьи к Корсарам [7]
Коды к игре корсары [4]
Великие пираты и корсары [37]
Жизнь и Легенды пиратов [21]
Книги и фильмы о пиратах [4]
Игры [3795]
Наш опрос
Нужно ли добовлять на сайт другие игры
Всего ответов: 740
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Великие пираты и корсары

Дон Мигель де Орна (Miguel de Horna y Ruiz de Zulueta y Ruiz de Galdiano)

Дон Мигель де Орна (Miguel de Horna y Ruiz de Zulueta y Ruiz de Galdiano) был чистокровным испанским идальго из небогатой дворянской семьи. Родился он предположительно на рубеже конца 1590-х годов/начала 1600-х, в Памплоне в Наварре (Испания). Путаница с его именем возникла по вине некоторых фламандских источников, которые упоминали его, как Михаэля де Хорна (Michiel de Hoorne). Но наш герой был баском по национальности, и с юных лет (16-17) начал свою службу в испанском флоте с самых азов. Был сначала солдатом, потом капралом морской пехоты на галеоне, входившем в состав так называемых «серебряных флотов», перевозивших серебро и золото с рудников Нового Света в метрополию. Быстро продвигался по служебной лестнице, получил чин альфераса (alferez), а затем и капитана, сначала морской пехоты, а затем и галеона. Такой переход — из морпехов во флотские офицеры в испанском флоте XVII века был делом обычным, особенно для дворян. Да и после долгой совместной службы на одном корабле, где морская пехота часто выполняла функции матросов, профессионалами в морском деле становились практически все. Во всяком случае, доподлинно известно, что к 1639 году за плечами Мигеля де Орна было более 20 лет активной морской службы. Точно неизвестна дата его перехода с американских флотов на службу в эскадру Фламандии (Дюнкерка), но произошло это не позже 1634 года.

Здесь нужно пояснить, что регулярная эскадра Фламандии в Дюнкерке была создана в 1624 году, первым ее адмиралом стал испанец дон Фермин де Андуэса-и-Лодоса. После него до 1636 года флотилию возглавлял фламандец Жак Колар. Здесь следует отметить, что надо разделять базировавшиеся в Дюнкерке корабли регулярного испанского флота (как правило, около десятка) и небольшие каперские суда, вооруженные для наживы частными лицами на свой страх и риск. Хотя цели у них были одинаковыми — нанесение максимального урона голландской и французской морской торговле и рыболовству, а при первой возможности — и военным кораблям.

С начала 30-х годов XVII века Мигель де Орна, успешно командовал кораблем в составе Фламандской эскадры (в 1638 году он был заслуженно назван «опытнейшим ветераном Дюнкерка»). Предположительно, он участвовал в знаменитом рейде адмирала Жака Колара к берегам Голландии в августе-сентябре 1635 года, в том числе в разгроме голландских рыболовных флотилий у острова Вли (17 августа) и Доггер-банки (19 августа). Когда в феврале 1636 года Жак Колар был взят в плен после жаркой схватки голландским адмиралом Яном Эвертсеном, Мигель де Орна на правах старшего капитана фактически возглавил Фламандскую эскадру, а после смерти адмирала Колара в Ла-Корунье в августе 1637 года, официально был произведен в адмиралы флотилии Дюнкерка. Причем, это назначение он уже успел подтвердить боевыми успехами. С января 1637 года он крейсировал во главе эскадры из 8 галеонов в Ла-Манше. Известны имена некоторых его капитанов — Антонио де Ансиондо, Антонио Диас и Сальвадор де Родригес (испанцы), Марк ван Обен и Корнелис Мейне (фламандцы). У мыса Лизард 18 февраля 1637 года он встретил большой конвой из 28 голландских и 16 английских торговых судов, сопровождаемый несколькими голландскими фрегатами. Он энергично атаковал противника, разгромил конвой и захватил 17 торговых судов. В 1637 и 1638 годах он также с успехом неоднократно прорывал голландскую блокаду Дюнкерка, и захватил немало призов в нескольких своих рейдах в Северном море и в проливе Ла-Манш.

В феврале 1638 года Мигель де Орна получил твердый приказ от испанского правительства: доставить солдат в испанский порт Ла-Корунья для формирования десантных сил в составе готовившейся там к походу Армады адмирала де Окуендо, а также, помочь этому адмиралу в прорыве морской блокады Ла-Коруньи, которую вел французский флот адмирала де Сурди (архиепископ Бордо). Для выполнения этого приказа необходимо сперва было выйти в открытое море и направиться к берегам Испаниии, а для этого в февральскую непогоду де Орну нужно было сначала прорвать блокаду Дюнкерка, которую осуществлял флот голландского адмирала Маартена Харпертсзоона Тромпа. В битве у Дюнкерка, разыгравшейся 19 февраля 1639 года, у де Орна было 12 галеонов, 3 пинаса и 5 больших транспортных судов с 2000 солдат-валлонов на борту. У Тромпа — 12 военных кораблей (по испанским источникам 17).

Традиционно считается, что Тромп после 5-часового сражения блестяще выиграл это сражение, но на самом деле, все было не все так просто. Да, в этой кровавой битве дюнкерцы потеряли два галеона под командованием капитанов Мени и Петита, а другое судно эскадры, которым командовал его вице-адмирал Матье Ромбутс, село на песчаную отмель, и чтобы оно не досталось голландцам, команда подожгла корабль, а сама добралась до берега на шлюпках. Однако де Орна сумел вернуть все транспортные суда обратно в порт Дюнкерка без потерь. Кроме этого, его капитаны сражались так отважно, яростно и умело, что потери голландцев оказались намного выше — если дюнкерцы потеряли 600 человек убитыми, раненными и пленными, то потери голландцев убитыми и раненными были около 1000 человек (испанские источники приводят цифру до 1700 человек, но это уже явный перебор — средний экипаж голландского корабля в 24-36 пушек составлял тогда 95-120 человек). В это время все корабли Тромпа были так тяжело повреждены в сражении, что сразу после битвы они с трудом дотащились до голландских портов, где встали на длительный ремонт. Таким образом, номинально проиграв сражение, де Орна достиг победы, поскольку его действия привели к деблокации Дюнкерка, а его корабли пострадали намного меньше и отремонтировались гораздо быстрее. Поэтому через пару месяцев, в апреле 1639 года, он без всяких препятствий, легко и спокойно отплыл из деблокированного Дюнкерка и соединился в Ла-Корунье с основными силами адмирала де Окуендо. Тем самым, отважный адмирал блестяще исполнил все поставленные перед ним задачи, и в конечном итоге, проиграв сражение, получил от этого больше выгоды, чем победители.

В июне 1639 года адмирал де Орна, командовавший всей эскадрой Дюнкерка (11 кораблей), с несколькими из них совершил рейд к Шетландским островам, в ходе которого захватил 3 голландских торговых судна. Лишь в начале сентября он соединился с основными силами Армады де Окуендо, и успешно сражался в ее составе в боях у Кале 17-19 сентября против голландской эскадры Тромпа, после которых испанцы отступили на рейд английского порта Даунса, где в 21 октября 1639 года произошло знаменитое сражение, в котором де Орна своими отважными действиями спас остатки испанского флота от полного разгрома. Будучи на борту флагмана «San Salvador», а после его гибели на «Nuestra Senora de Monteagudo» де Орна, своими решительными действиями помог избежать смерти испанскому адмиралу Оквендо, чей флагман был атакован 10 голландскими судами одновременно. 27 октября тяжело раненный де Орна все же сумел провести свой корабль мимо голландского флота, вновь блокировавшего Дюнкерк, и проникнуть в порт.

Впрочем, на этом его подвиги в 1639 году не ограничились.В декабре 1639 он вновь вышел в море, и вскоре, в жарком сражении у берегов Бретани в феврале 1640 года одержал очередную победу, разгромив французскую конвойную эскадру. Благодаря любезной и бесценной помощи и поддержке автору со стороны уважаемой Юлии Проскуряковой, мы имеем возможность ознакомиться с описанием этого малоизвестного сражения.

«Выйдя невредимой из перипетий адской битвы при Даунсе в октябре 1639 года, доблестная дюнкерская эскадра Мигеля де Орны успешно возобновила свою корсарскую войну на море, блестяще завершив кампанию этого года взятием очередных призов. Согласно победным реляциям самого Мигеля де Орны военному губернатору Дюнкерка дону Хуану Карлосу де Гусману, маркизу де Фуэнтес, в течение 1639 года (с мая по декабрь) дюнкерской эскадре удалось захватить в Атлантике 118 торговых и военных судов, в числе взятой корсарами добычи фигурируют и несколько тонн золота.
Начало 1640 года ознаменовалось для де Орны яростным сражением против французской конвойной эскадры, охранявшей рыболовецкую флотилию из порта Сен-Мало. Сражение произошло 22 февраля 1640 года близ Уэссана между 13 частными слабо вооруженными конвойными судами французов под началом Этьенна Готье, именуемого также Desprez, и 9 линейными кораблями и фрегатами под предводительством Мигеля де Орна. Несмотря на изначальное неравенство сил и опыта, французская флотилия оказала яростное и упорное сопротивление профессиональным корсарам. „Адмирал" рыболовецкой эскадры Этьенн Готье смело схватился с флагманским 36-пушечным кораблем самого де Орны, но его малокалиберные железные орудия не смогли долго противостоять массированным залпам опытных корсаров, и вскоре, корабль Готье „Saint-Pierre" пошел ко дну. Почти одновременно загорелось и взорвалось в ходе схватки другое французское судно — „Catherine-de-grace", из 50 человек экипажа которого смогли спастись лишь 16 моряков. Дюнкерские корсары уже сумели было взять на абордаж очередное судно французов — „Sainte-Helena", но, обманутые военной хитростью остатков команды (возможно, имитацией затопления), пираты бросили это судно, чей израненный экипаж все же сумел его спасти. В это время „вице-адмирал" французской флотилии Оливье Шеню яростно и самоотверженно атаковал с 2 судами 24-пушечный фрегат дюнкерцев под командованием Жака Жило, и в жарком противостоянии сумел его потопить. Правда, дюнкерцам удалось утащить за собой на дно и одно из французских атаковавших судов — „Garde-de-Dieu". Но, Шеню с теми, кто остался в живых из 50 членов его экипажа на корабле „Saint-Vincent", продолжал удерживать неприятеля на почтительном расстоянии, прикрывая артиллерийским огнем отступление к Фалмуту части флотилии. Пользуясь наступлением ночи, им удалось спастись. Остальные уцелевшие суда из Сен-Мало, предводительствуемые капитаном Жаном Колле на фрегате „Croissant", медленно отступали под натиском дюнкерских каперов к портам Бретани, стремясь укрыться в надежном месте. Отступление в целом оказалось достаточно успешным — добычей дюнкерцев стали лишь 2 небольших 8-пушечных судна».

Именно так описан этот бой в монументальном труде «Histoire de La Marine Francaise» (том 3, стр. 57-58), причем французские историки не отрицая общей победы эскадры де Орна над конвоирами, акцентируют внимание на том, что из-за упорного сопротивления французов корсарам не удалось разгромить и захватить всю флотилию целиком.

После этого, в начале 1640 года он совершил рейд ко французским островам Ре и Олерон, близ Ла-Рошели, где нанес огромный урон французам. За эти блестящие отличия в марте 1640 адмирал Мигель де Орна был произведен королем Испании в кавалеры ордена Сантьяго. Летом 1640 года во главе своей эскадры он совершил очередной рейд против голландцев в Северном море. На обратном пути к Дюнкерку его эскадра была перехвачена голландским флотом адмирала Витте де Витта и вступила в битву недалеко от Ньивпорта (15 июня 1640 года, по другим данным — в начале июля). Бой был долгим, кровопролитным и яростным, обе стороны понесли большие потери, и обе приписали победу себе. Впрочем, голландцы были ближе к этому, так как сумели захватить 2 корабля дюнкерцев.

Нет сомнений, что дальнейшая карьера адмирала де Орна обещала быть столь же яркой и успешной, но в мае 1641 он скончался на борту своего флагманского корабля в Ла-Корунье, готовясь к сражениям с французским флотом в Атлантике. Надо отметить, что Enciclopedia General del Mar (1957 г.) утверждает, что Мигель де Орна умер в 1640 году, но другие источники более верно называют дату — май 1641 года.

Фламандскую эскадру после него возглавил (с 1641 года) адмирал Йост Питерсен, который, как и его предшественник, также отменно сражался с французами в 1641-1646 годах.

 

Категория: Великие пираты и корсары | Добавил: nurnberg (20.01.2011)
Просмотров: 1005 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • статистика